image description

Базилика святого Адальберта

Эстергом, Венгрия

   

Базилика святого Адальберта (базилика Эстергом), расположена на правом берегу Дуная, на замковой горе в городе Эстергом. Этот город был свидетелем рождения венгерского государства. Также, на этой земле был коронован первый христианский король Венгрии и епископ Венгерской церкви Иштван Святой, который и построил здесь первый храм в период между 1001 и 1010 годами. В то время король жил в Эстергоме. Собор был освящён в честь святого Адальберта Пражского, погибшего в 997 году во время миссии в Пруссии и назван «красивой церковью». Церковь стала первой христианской церковью Венгрии. В период между 1189 и 1195 годами храм был сожжен вместе с Королевским дворцом во время турецкого нашествия. Единственное, что уцелело - это архиепископская капелла Бакоц Тамаша, построенная в начале 1507 года. За исключением итальянской капеллы, это одно самых ранних и самых красивых творений архитектуры ренессанса. Строительство современного собора началось в 1822 году по распоряжению кардинала герцога Шандор Руднаи и архитектурному плану Пала Кюхнела и Яноша Пака. В процессе возобновления и продолжения строительства, архитектурный проект был изменён Йозефом Хилдом, в результате чего высота Базилики значительно увеличилась. Торжественное открытие было освящено кардиналом герцогом Яношем Сцитовским 31 августа 1856 года под звуки Эстергомской мессы, написанной Ф.Листом и приуроченной специально к этому торжеству. Общая высота храма составила 100 метров (внутренняя 68 метров), высота малых куполов – 97 метров. Длина храма составляла 118 метров, ширина 47 метров. По проекту Йозефа Липперта, картины алтаря были исполнены венецианским художником Микеланджело Григолетти, фрески – мюнхенским мастером Лайошом Моралтом. Скульптуры и рельефы - работа итальянских мастеров Пьетро Бонани и Пьетро Делла Бедова и австрийского мастера Иоганна Мейксера. Кроме иностранных мастеров над отделкой храма работали и венгерские скульпторы. Скульптура мученика Святого Иштвана - работа Иштвана Ференци, а монументальная скульптура архиепископа Шимора Яноша - творение Алайоша Штробла. Примыкающие к алтарю боковые скульптуры – работы Дьёрдя Кишша. Склеп является местом захоронения венгерских кардиналов. Первым был захоронен Карой Амбруш, который умер в 1808 году. Так же захоронены младшие епископы и большинство служителей канонников. Здесь покоятся такие известные архиепископы среднего века, как Динеш Спичи и Янош Витиз. С высоты купола открывается великолепная панорама на излучину Дуная, на горы Пилиша и исторический Горный Край. Сокровищница Базилики - самая богатая в Венгрии. Здесь хранятся ценные коллекции ювелирных работ разных эпох, различные предметы литургического искусства. Слева от главного входа Базилики открывается надгробная капелла Тамаша Бакоци (1442-1521 года) архиепископа Эстергома, воздвигнутая в честь приветствия ангела Аннунсиасио. Капелла, построенная между 1506 -1507 годами - первый шедевр венгерского тосканского ренессанса. Это квадратный, сделанный по греческому проекту фундамент, закрытый неподвижно лежащим на сводах куполом. Состоящая из 96 кассетных формирований, такая капелла единственная во всей Европе. Украшением купола служат родовые гербы: Томаша Бакоца, Уласло II. Внутренняя отделка капеллы украшена ветками листьев, розетками, изготовленными из благородного красного мрамора. Алтарь выполнен из белого мрамора (творение Андреа Ферручи 1519 год). Верхние и средние рельефы изображают приветствие ангела, под ним четыре евангелиста. Искалеченные турецким нашествием, они были восстановлены в 18 веке. Ниши алтаря – скульптуры Святого Иштвана, Святого Ласло, скульптура Делла Ведова Питера (19 века). На правой стороне опоры донатор Томаш Бакоц, стоящий на коленях.
Капелла Бакоц - одно из самых старинных мест храма. Здесь на алтаре расположена картина 17 века «Слушающая молитву крепостная Мадонна». На левой и правой мраморных стенах капеллы находится плита оберега из серебра (18-20 век). В 1543 году капелла, занятая султаном Сулейманом II, была переделана в мусульманскую молебну. В 1685 году была предпринята новая попытка турками занять Эстергом. Купол капеллы сильно пострадал. Новый купол был построен в 19 веке по проекту Йозефа Липперта. В 1822 году архитектор Янош Пак (1839 год) разобрал купол на 1600 частей и встроил в новую Базилику. Возобновленная капелла, как произведение эпохи ренессанса, была открыта в юбилейный 1983 год. Базилика Эстергома является выдающимся сооружением Центральной Европы и по своим размерам, и с точки зрения истории строительства. Её судьба самым тесным образом связана с последним тысячелетием в жизни венгров и в истории бассейна Карпат. Кто знаком с историей церкви, тот может заглянуть и в историю региона. Примыкающий к Эстергому правый берег Дуная был частью лимеса - укрепленной границы древнеримской провинции Паннония. Эти территории в районе впадения в Дунай реки Грон, привлекли внимание императора-философа Марка Аврелия Антонина, который в 172-180 годах нашей эры вёл войны против германских племён. В Риме, на площади Колонны, есть барельеф, изображающий одно из сражений этой войны, наложившей отпечаток на историю Европы. Здесь была написана часть книги Антония «Рассуждения о самом себе», которая является одним из самых значительных произведений античной философии. В IX веке, после того как венгры пришли в бассейн Карпат, Эстергом стал одним из центров развития ранней Венгрии. Крепостную гору, возвышающуюся над окрестностями, со стратегической точки зрения легко защищать, и она имеет очень торжественный вид. Эстергом приобрёл центральное значение и в государстве, и в церковной жизни во времена правления верховного князя Гезы и его сына Иштвана I, во времена реорганизации общественного устройства. Коронация святого Иштвана в 1001 году и основание эстергомского епископата и архиепископата совпадают по времени. Архиепископы Эстергома построили резиденцию на Крепостной горе, а приблизительно в 1010 году, в память о пражском епископе святом Адальберте, построили кафедральный собор. Покровителем кафедрального собора является вознесшаяся на небеса Пресвятая Дева Мария. Архиепископ Эстергома имел право короновать королей, он являлся духовником королевской семьи, он также играл важную общественную роль. На зодчество средневекового Эстергома большое влияние оказало появление в городе ордена цистерцианцев с их архитектурным стилем (бургундская ранняя готика), например, свойственное для него украшение колонн резными листьями аканта. В XIII веке в Эстергоме поселились представители сразу двух нищенствующих монашеских орденов, доминиканцы и францисканцы, которые занимались обучением и оказали влияние на развитие искусства. По обе стороны от входа базилики установлены памятники королю Людовику I Великому (1342-1382) и архиепископу Чанаду Телегди (1330-1349), при котором в 1340 году были перестроены кафедральный собор, архиепископский дворец и крепость. При кардинале Денеше Сечи (1440-1465), в 1450-1453 годы, кафедральный собор Эстергома, пострадавший в период борьбы за трон, был заново отстроен в готическом стиле при поддержке правителя Яноша Хуняди. Памятник ему установлен в притворе Базилики с восточной стороны. В следующие десятилетия Эстергом по богатству и уровню развития культуры опередил Будапештский двор, художественно-историческим свидетельством чего являются могильные плиты в крипте. Самые ценные вещественные памятники давних эпох можно увидеть в сокровищнице Базилики. Из всего обилия бесценных экспонатов обращают на себя внимание два:
1. Распятие Матяша, представляющее собой шедевр европейского ювелирного искусства. Его верхняя часть представляет собой стилизацию готического здания в форме башни, в нишах которой изображения пророков и сцена избиения Христа. Над ними, на Голгофе, между изображениями Девы Марии и апостола Иоанна, распятый Христос. Миниатюрные скульптурки изготовлены из чистого золота и полностью покрыты эмалью. Их обрамление украшают алмазы, сапфиры, рубины и жемчужины.
2. Кубок Бенедека Шуки (1440-е годы), самый красивый в Венгрии кубок в готическом стиле, украшенный фигурками из позолоченного серебра, медальонами с рельефными изображениями и витражной эмалью с перегородками из скрученной проволоки.Сам кафедральный собор является шедевром зодчества. В его внутреннем убранстве особое место занимает главная алтарная картина «Вознесение Девы Марии» кисти Микеланджело Григолетти. Пространство под куполом, образующееся в месте пересечения двух нефов, является художественным центром сооружения: с двумя картинами большого размера, с росписями парусов, имитирующими мозаику, с алтарями и со скульптурными изображениями Петера Пазманя и архиепископа Яноша Шимора, при котором было завершено строительство Базилики. Заслуживающие внимания произведения искусства в боковой часовне: богато декорированное надгробье Амбруша Кароя работы Джузеппе Пизани, а также скульптурное изображение первомученика святого Стефана, созданное в 1831 году Иштваном Ференци, имеющее большое значение с точки зрения истории искусства Венгрии.

  • Как добраться:
    Из Будапешта до Эстергома на красной электричке (MAV) от остановки на набережной у острова Маргит (сторона Буды). От железнодорожного вокзала Эстергома на автобусе до Базилики.
  • Время работы:
    с 12 января по 28 февраля: церковь (8.00-16.00), крипта (10.00-16.00)
    с 1 марта по 28 марта: церковь (8.00-17.00), крипта (9.00-7.00), казначейство (9.00-17.00),
    смотровая площадка (9.00-17.00), купол (при условии хорошей погоды: в 11.00 и в 14.00);
    с 29

Отзывы:

Отзывов еще нет. Станьте первым!